Клаберджасс

Клаберджасс больше известен в США, нежели в Британии, поскольку под названиями клаббер, клоббер, клабби, клаб и клоб появлялся в развлекательных рассказах Деймона Раниона, а в 1937 г. вариант этой игры под названием джоджот те был опубликован Элайджей Калбертсоном. Несмотря на схожее название, она не является аналогом венгерской игры калабриас, предназначенной для трех или четырех игроков. Однако у них может быть общий источник. Возможно, игру привезли в Новый Свет иммигранты из Центр альной Европы и приспособили для двух игроков, назвав клаберджасс, исказив название калабриас.

Клаберджасс — игра для двух игроков, но в нее можно играть вчетвером пара на пару. В игру играют колодой, из которой убраны 6, 5, 4, 3 и 2. Карты козырной масти располагаются по старшинству следующим образом: валет, 9, туз, 10, король, дама, 8, 7; в трех остальных мастях карты располагаются следующим образом: туз, 10, король, дама, валет, 9, 8, 7. Каждому игроку сдается 6 карт по 2 или по 3 за раз. Следующая карта колоды переворачивается лицевой стороной вверх (она называется открытой), остальные кладутся лицом вниз, закрывая ее наполовину.

Правила карточной игры Клаберджасс

Первым начинает соперник сдатчика. Он может принять (то есть согласиться с мастью открытой карты в качестве козырной), пасовать (то есть отказаться принять масть открытой карты) или кинуть (то есть предложить либо играть открытой картой в качестве козыря, либо завершить на этом партию — как предпочтет соперник). Если соперник в ответ на это говорит «да», начинается новая сдача; если отвечает «нет», партия идет с мастью открытой карты в качестве козырной. Если соперник сдатчика пасует, сдатчик может либо принять, либо пасовать, либо кинуть.

Если пасуют оба игрока, наступает второй круг торговли. Теперь соперник сдатчика может либо предложить в качестве козыря любую другую из трех мастей, либо кинуть (то есть либо предложить назвать одну из трех мастей в качестве козыря, либо завершить партию — как предпочтет его соперник), либо пасовать.

Если он пасует, сдатчик может или назвать одну из трех оставшихся мастей в качестве козыря, или завершить партию. Если игрок принимает или называет козырную масть, торговля заканчивается, и тот, кто принял или назвал масть в качестве козырной, становится мейкером. В торговле только два круга, и, когда козыри установлены, сдатчик сдает еще по 3 карты каждому игроку, по одной за раз. После этого он открывает нижнюю карту колоды и кладет ее наверх. Она не принимает участия в игре и лежит там только для того, чтобы ее видели. Если один из игроков получает семерку козырной масти, то может поменять ее на открытую карту.

Собираются только секвенции, в которых карты располагаются по старшинству, начиная с туза (старшая) и заканчивая семеркой (младшая). Секвенция из трех карт стоит 20 очков, секвенция из четырех и более карт — 50 очков. Начинает отвечающий, заявив стоимость своей лучшей секвенции. Если его лучшая секвенция состоит из трех карт, он говорит: «Двадцать»; если из четырех и более, он говорит: «Пятьдесят».

Если у сдатчика есть лучшая секвенция, он отвечает: «Не пойдет»; если у него нет лучшей секвенции, то: «Пойдет»; если же у него секвенция равной стоимости, он спрашивает: «Какая?» В ответ его соперник называет старшую карту своей последовательности. Сдатчик отвечает: «Пойдет», «Не пойдет», или же его секвенция начинается с той же карты. В последнем случае ни один из игроков не засчитывает себе очки, если только одна из секвенций не козырной масти, и в этом случае она выигрывает у секвенции простой масти. Соперник сдатчика делает первый ход; тот, кто выигрывает взятку, делает следующий.

Игрок должен следовать масти, если может; если же нет, играть козырями, когда они у него есть. Если первый игрок идет с козырной карты, второй должен выиграть взятку, если у него есть такая возможность. После первой взятки игрок с более высокой последовательностью показывает ее и подсчитывает очки за все секвенции в своей руке.

Его соперник в этой ситуации не может засчитывать очки за свои секвенции. Игрок, у которого есть король и да ма козырной масти, может засчитать себе 20 очков, если объявит «белла» сразу после того, как сыграет дамой. Если у игрока козырные валет, король и дама, он может засчитать себе и секвенцию, и беллу. Когда разыграны все карты, каждый игрок смотрит свои взятки и записывает очки за следующие карты: джек (козырной валет) — 20; менел (козырная девятка) — 14; любой туз — 11; любая десятка — 10; любой король — 4; любая дама — 3; любой валет (кроме козырного) — 2; последняя взятка — 10.

Если общая сумма мейкера, включая наборы и выигранные карты, выше, чем у его соперника, каждый записывает себе все свои выигранные очки. Если суммы двух игроков равны, соперник мейкера записывает выигранные очки, а мейкер не получает ничего. Если сумма очков соперника выше, чем сумма очков мейкера, суммы складываются, и соперник записывает их на свой счет. Победителем становится тот, кто первым наберет 500 очков.


[maxbutton id=»2″]